?

Log in

No account? Create an account
raf_sh
raf_sh
.... ........ ................

Links

December 2020
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

  Viewing 30 - 55 Forward


27.09.2009

Небольшой городок Монтерки неподалеку от Сансеполькро, родины Пьеро делла Франческа, много лет защищает свое право на знаменитую фреску художника всеми доступными средствами, вплоть до применения силы. Сейчас Мадонна дель Парто ("Мадонна рОдов"), точнее — ее сохранившаяся часть, находится в особом "музее одной картины". И посетителей, как мы убедились, хватает — во всяком случае, в воскресенье. Считается, что фреска была написана Пьеро за 7 дней 1459 или 1460 г., во время его работы над "Легендой об Истинном Кресте" в Ареццо.

Напомним, что и фреска эта также появляется в "Ностальгии" Тарковского. Между прочим, чуть ли не на каждом дорожном столбе округи можно увидеть знак "Страна Пьеро делла Франческа".



Глядя на это произведение, заметно лучше усваиваешь понятия "симметрия" и "гармония".

Ляпис-лазурь для одеяния Мадонны импортирована Венецией из Афганистана. Как мы знаем, в те времена поставки синей краски оговаривались в заказах особо.

В приложенной небольшой ленте можно увидеть, кроме самой фрески, виды городка и окружающей Тосканы, мемориальную доску трем английским воинам, погибшим здесь в 1944 г., а также автомобильчик с необычным багажом на крыше. День был ярмарочный.

...Прямой линк на альбом 2009_09_27_Monterchi ...


Вот еще одно место, где Андрей Тарковский снимал "Ностальгию", также к югу от Сиены.

Аббатство Сан-Галгано, 28 сентября 2009 г.



См. также http://raf-sh.livejournal.com/460347.html (и затем http://raf-sh.livejournal.com/617574.html ).

Здание аббатства начали строить в 1185 г., когда Галгано Гвидотти был объявлен святым. Сначало романскую часть, где и посейчас можно найти врубившийся в скалу рыцарский меч. Затем готическое здание, которое видно на этом фото. Цистерианское аббатство процветало, пока не наступили времена сдачи церковной недвижимости под дистанционное управление, владение, пользование и распоряжение отпрысков знатных семейств. По легенде, в 1548 г. очередной remote-настоятель Джованни Андреа Вителли продал свинцовую кровлю здания на цветной лом, и крыша обрушилась.

Но и сейчас бродишь в открытом небу нефе, как зачарованный. Готические линии по-прежнему прекрасны.

Смотреть ленту фотографий...Collapse )


На первом плане свои, родные. Готовы к труду и обороне.

20090508_05399


Смотреть дальше. Наступление активного интернационализма с человеческими лицами...Collapse )


Гора Гризим в Самарии, над Шхемом (поздейшее нееврейское наименование - Наблус). Здесь был храм Юпитера, затем синагога самаритян, затем византийская церковь пятого века, затем мавзолей над могилой некоего шейха. См. материалы в http://www.jewishencyclopedia.ru/article/11303 и других источниках.

Гора Гризим - святыня для самаритян, придерживающихся ветви иудаизма и почитающих только Пятикнижие Торы и Книгу Иисуса Навина. Остальное они считают позднейшими наслоениями. Само название - ШомранИм - т.е. Консерваторы.

Сегодня - пасхальное жертвоприношение самаритян, и вся их община съехалась к горе Гризим, в поселок Кирьят-Луза. Где мы и присутствуем.

На ленте - вершина горы с развалинами упомянутых сооружений культа. Обратите внимание на мозаики. Последний кадр - овец ведут к месту самаритянского заклания.

Смотреть ленту...Collapse )


riftsh бросил мне сегодня перчатку, которую, неожиданно для себя, я поднял. Наверно, актуализировались настроения последних дней.

Вот что получилось.


Редьярд Киплинг

Боги Прописных Истин

1919


Пройдя через тысячи жизней, веков расцвет и распад,
Я каждому Богу Рынка справлял надлежащий обряд,
Сквозь пальцы следя за ними. Паденье сменяло успех,
Но Боги Азбучных Истин переживали их всех.

Нам являясь во время ́оно, говорили (а Бог не солжет):
Вода ощутимо студена, огонь ощутимо жжет –
Но нет в них Прозренья, Подъема, бедны Всеохватным Умом,
Пусть уж учат Горилл – пока мы шагаем Великим Путем.

Мы спешили по слову Духа, а они не привыкли к бегам –
Не туч порожденье, не ветра (что свойственно Рынка Богам) –
Нас догоняли на марше, и тут же – вся недолѓа –
"Во льдах вымерзает племя, и в Риме – ни очага..."

С Надеждами нашего Мира им было не по пути,
Твердили – Луна не из Сыра, даже Творога там не найти;
На Мечтах, мол, в Даль не уедешь, и Крыльев нет у Свиней…
Но по сердцу нам – Боги Рынка, и им, конечно, видней.

Не они ли в Кембрийскую Эру сулили блаженство нам:
Мечи переделай в орала – и мир придет к племенам?
Мы послушались. Нас связали – и отдали на убой,
А Боги Истин сказали: "Хоть Дьявол – да Дьявол свой".

На камне Первого Храма – Знак Любви был изображен,
И мы полюбили соседей, потом полюбили их жен.
Наши женщины стали бесплодны, мы веру оставили впредь,
И сказали нам Боги Истин: "За Грех Воздаяние – Смерть".

Объявлено в Эру Карбона: пришла изобилья пора,
Плати за всеобщего Павла, Петра лишив серебра.
Пусть денег стало без счета – еды не купить окрест,
А Боги Истин сказали: "Не трудящийся да не ест".

И дрогнули Боги Рынка, пропали их говоруны,
Смирились сердца самых дерзких – ведь истины были верны:
Не Всё, что Сияет – Злато, Четыре есть Дважды Два;
И Боги Истин, хромая, свои повторяют слова:

Так было, так есть, так будет – для тех, кто с деревьев слез,
Ясны лишь четыре вещи с тех пор, как пошел Прогресс:
Пес возвратится к Блевоте, Боров вернется в Грязь,
Дурак обожженный палец вновь сунет в Огонь, скривясь,

И когда обустроится Социум, и проявит новую прыть,
И вознаградит за присутствие, а за грех не заставит платить –
Сказать, что Вода студена, что жар идет от Огня,
Вернутся к нам Боги Истин. И снова пойдет резня.


Оригинал и четыре чужих перевода...Collapse )


Мраморный архангел на плече кремонского кафедрального собора Святой Марии Ассунты готовится вострубить не с таких уж давних времен.




Бронзовый же его однополчанин - Архангел Гавриил с купола соседнего баттистерия Св. Иоанна - на высокой службе уже более шести веков.

Смотреть дальше...Collapse )


Долина Айас спускается от горного альпийского массива Монте-Роза к долине Аоста, на северо-западе Италии.

Замок Грайнес существует примерно с X века, он был построен монахами монастыря Св. Маврикия Агаунумского из земли Вале (нынешняя Швейцария) для контроля окружающей территории. Монахи властвовали здесь лет 600-700, примерно с VI по XII-XIII века, а затем земли отошли к феодалам - владетелям Шаллана, вассалам Савойи.

На развалинах замка особенно выделяются остатки стен, донжона и церкви Св. Маврикия. Разрушали его время, бытовой вынос стройматериалов и энергичные поиски спрятанного в подвалах сокровища. В 1906 году были собраны по подписке деньги для сохранения оставшегося, триста лир внесла и покровительница этих мест королева Маргерита.



В незапамятные времена здесь были владения бургундцев, именно король Сигизмунд Бургундский Святой (сын арианца Гундобальда) в начале VI века отдал эти земли монастырю Св. Маврикия. Сам монастырь стоит там, где Маврикий был казнен в 290 г. (сейчас город в швейцарском кантоне Вале называется, естественно, Санкт-Мориц, в III же веке он звался Агаунум), примерно с 350 г.

Надо заметить, что Сигизмунд недаром покровительствовал монахам Санкт-Морица. Он перешел в правоверное христианство из арианства, чтобы задобрить своих подданых, поскольку отец его славился изрядной жестокостью (при этом вступил в конфликт с арианской частью своей аристократии). Святой Маврикий же символизировал стойкость христиан перед язычеством и ересями - по легенде, командир Фиванского легиона, состоящего из одних христиан, он был послан во времена Диоклетиана в Галлию, на помощь полководцу Максимиану - подавлять восстание крестьян-багодов (своеобразных абреков приальпийских областей, которые беспокоили империю еще лет двести после этого). Легион, следуя тому же нарративу, отказался убивать братьев-христиан (если багоды были таковыми), дважды подвергся децимации, а затем были казнены и оставшиеся солдаты, итого около восьми тысяч. (Со времен Реформации эта история из достоверной стала спорной.)

Впрочем, Сигизмунд, даже святой, не вышел за пределы того же круга зла. Да и монастырь Св. Маврикия он отстроил заново и осыпал милостями, чтобы загладить казнь Сигириха - своего сына от первой жены - дочери короля остготов Теодориха Великого. После утраты поддержки остготов, в конце концов Сигизмунд был побежден франками и казнен (брошен в колодец в Орлеане, вместе со второй женой и детьми?)


Напоследок - еще несколько взглядов на Сан Лоренцо изнутри. Но прежде - о том Граале, который хранится в сокровищнице храма и, говорят, признан Ватиканом за единственно настоящий.

Рядом с израильском городе Кейсария, на берегу Средиземного моря, раскопан город того же названия, история которого начинается с сидонского царя, поставившего здесь маяк. Через четыре века Август отдал территорию царю Ироду Великому, и тот выстроил большой город, и поставил в нем храм Августа. Позже местом владели Рим и Византия, затем мусульмане. Во время I крестового похода, успешного для крестоносцев, город был взят ими в 1101 г. На месте церкви византийского монастыря крестоносцы построили храм Св. Павла. Хранившаяся же в мечети (в которую превратили церковь) некая тарелка досталась королю Болдуину I.

Знаменитый хронограф I похода Гийом Тирский (1130-1193 гг., священник, политик и пропагандист следующего похода) - записывавший рассказы его участников, полагал сосуд сделанным из цельного изумруда. Он же утверждал, что именно этот предмет посуды использовался для причастия на последней вечере Христа и учеников. Соответственно, затем в него собрал капли христовой крови Иосиф Аримафейский.

Но увы, тарелку пришлось уступить генуэзцам - в отплату за фрахт кораблей, без которых безумная авантюра сего похода не имела бы шансов на успех. Не последнюю роль сыграла оценка товарной стоимости, основанная на том, что это - изумруд. Так сосуд попал в генуэзский собор Святого Лаврентия, где и хранится по сю пору, хотя и в качестве предмета из римского/византийского/египетского зеленого стекла. Называют его "Sacro Catino" - Святая Миска. Когда Наполеон Бонапарт захватил Италию, сосуд была отослан в Париж, а вернулся оттуда уже расколотым (что и позволило определить материал как стекло).

Существует и другая гипотеза о происхождении Св. Миски. В одной испанской хронике рассказывается, что генуэзцы, помогавшие в 1147 г. королю Альфонсо VII захватить город Альмерию у мавров, из всего награбленного запросили в уплату только лишь "вазу из камня изумруда, вырезанную в виде тарелки". Но называть эту чашу Святой Чашей стали лишь с конца XIII в.


Орган...




Дальше - еще 3 снимка, 300 КБ...Collapse )


В http://raf-sh.livejournal.com/236620.html (06.07.2007) я "дерзнул вольно перевести из Уистана Хью Одена".

Дерзость и вольность все же потребовали доработки.
Особо благодарен пользователю marfa_ol за ценнейший вклад и потраченное время.

Второй вариант перевода, на ваш суд.


Сначала — главное


Проснувшись, я лежал в объятиях собственного тепла и слушал
Ураган, наслаждаясь в зимней тьме его ураганностью,
Покуда слух, как иногда бывает в полудреме или полутрезвости,
Не начал различать пробивающийся гул,
Сводя воздух гласных и воду согласных
В любовное изъявление Имени Собственного.

Не тот язык, что сам бы я избрал, и все же — насколько
Корявость, хриплость позволяли — он выводил тебе хвалы,
Величая тебя крестным дитем Луны и Западного Ветра,
Способным приручать чудовищ — реальных или мнимых,
Уподобляя твое существование — далеким предгорьям,
Здесь нарочито-зеленым, там — счастливо-синим.

Хоть был он громок, а меня застиг бесспорно одиноким,
Но воссоздал тот день особой тишины,
Когда чиханье слышалось за милю, подрядил меня идти
По лавовому мысу вдвоем с тобой — случайность, вечная,
Как взгляд любой из роз, твое присутствие настолько было
Внезапным, дорогим, воистину сиюминутным.

И все это, вдобавок, в час, в который слишком часто
С ухмылкой дьявол докучает мне на безупречном английском,
Предсказывая мир, где всякую святыню
Засыпало песком — культурные техасцы обязаны ее увидеть,
Прослушав вздор проводников, что их ощиплют, —
И великодушные сердца повывелись, как пастырь-гегельянец.

Благодарный, спал я до утра, которое не вздумало поведать,
Чему оно поверило из сказанного мной о том, что мне поведал ураган,
Но привлекло мой взгляд к проделанной работе —
Сколь много кубометров прибыло в цистерне
Пред львиным летом. Главное — приоритеты:
Ведь тысячи прожили без любви, а без воды — никто.



Оригинал и звукозапись чтения самого Одена...Collapse )


Иван Генералич
"День Святого Мартина", 1971
Масло, стекло.

Painting_generalic-202-01


Св. Мартин (317 - 400 г. ?) происходил из Паннонии. Детство провел в Тичине (ныне Павия), в семье римского офицера, выслужившегося из солдат. В юности по воле отца служил в римской армии. Однажды в морозный день поделился отрезом плаща и хлебом с нищим стариком, у ворот галльского города Амьена. Ночью к нему явился сам Спаситель, и Мартин стал христианином. Затем он учился у епископа Пуатье Св. Илария, и сам дослужился до места епископа Турского и первого святого-немученика.

В день Св. Мартина (11 ноября) обычно выпадает первый снег. Едят гусятину (в память о тех птицах, что выдали своим гоготом Мартина, не желавшего избираться епископом Тура и спрятавшегося в клети). Снимают пробу с молодого вина. Делают подарки незажиточным соседям.

Tags:


"…слово продолжает свое стремительное движение в других направлениях, погружается в мир прошлого; на поверхность всплывает то, что лежало на дне. У меня, например, слово sasso (камень) ассоциируется с Санта Катерина дель Сассо - храмом, возвышающимся над Лаго Маджоре. Мы с Амедео ездили туда на велосипеде. Усаживались в холодке под портиком, потягивали белое вино и рассуждали о Канте. Студенты-"загородники", мы встречались с Амедео и в поезде. Амедео ходил в длинной синей накидке. Иной раз под ней угадывались очертания футляра со скрипкой. У моего футляра оборвалась ручка, и я носил его под мышкой. Амедео потом служил в альпийских частях и погиб…"
Джанни Родари "Грамматика фантазии"


Рассказывают, что в году примерно 1170-ом богатый купец, Альберто Безоцци – бонвиван, жуир и эпикуреец - переправлялся через Большое Озеро, но был застигнут сильной бурей. В страхе он обратился с молитвой в высшие инстанции, обещая посвятить им остаток своей жизни, если будет спасен.

В заступницы он призвал Святую Екатерину – девочку из Александрии Египетской по имени Доротея, пытавшуюся в начале IV века обратить в истинную веру римского императора Максиминуса и ставшую вследствие этого великомученицей. Ее тело после казни исчезло, но еще три века спустя, при Юстиниане, было найдено монахами по указанию свыше на вершине горы Синай в Синайской пустыне – вознесенное туда ангелами. При горе поставили монастырь ее имени. На территории монастыря заодно растет и Неопалимая Купина, в пламени которой Господь являлся Моисею.

Спастись Альберто удалось – он выплыл к обрывистому скалистому берегу - и, как обещал, стал отшельником. Годы спустя к нему, старцу, явились за помощью местные жители, страдавшие от чумы. Посредством молитвы Альберто выяснил, что нужно построить храм Св. Екатерины в размер оригинального Синайского. Требуемые размеры тоже были выяснены Альберто при помощи молитвы - их за ночь обозначила прямо на скалах чудесная рука. Поставили часовню Св. Екатерине – и чума сразу же прекратилась. Позже выстроили храм, куда мы и держим путь.

Другие источники относят историю Альберто на век позже.

Смотреть дальше...Collapse )

Вид на обитель Св. Екатерины в северном направлении.

DSCF1014-01


Смотреть дальше...Collapse )

Окончание следует…


Одна из жемчужин Цфата - синагога Абухаб. Построена в 16-ом веке евреями-сефардами, изгнанными из Испании кастильскими властителями. Стала образцом для других синагог, в том числе современных. Названа в честь знаменитого ученого раввина из Толедо, Исаака Абухаба, который в 1492 году вынужден был перебраться из Испании в Лиссабон, где умер через семь месяцев.

Один из учеников рабби Исаака Абухаба - знаменитейший астроном Авраам Закуто из Саламанки, профессор Саламанкского университета, затем придворный астроном португальского короля Жоана II, автор точнейших астрономических таблиц, которые спасли жизнь Колумбу в его последнем путешествии 1504 г.: 29 февраля Колумб напугал индейцев предсказанным затмением, и те наконец-то снабдили моряков провизией. В библиотеке Колумба в Португалии имеется тот самый экземпляр таблиц, и на полях - заметки самого Христофора. Астрономические знания не помогли ученому Закуто, когда в 1497 году евреев изгнали и из Португалии. Ему пришлось переселиться в Тунис.

Мрачные совпадения:


  • 1492 год - в Испании Колумб советуется с Закуто, получает научную поддержку, вооружается его астрономическим руководством, отправляется искать Индию западным путем. В том же году их католические величества изгоняют евреев из Испании.


  • 1497 год - в Португалии Васко да Гама советуется с Закуто, получает научную поддержку, вооружается его астрономическим руководством, отправляется искать Индию восточным путем. В том же году его католическое величество король Мануэль изгоняет евреев из Португалии.

Вот такой вот стиль мануэлино.


Над входом в синагогу Абухаб надпись: "Это ворота к Г-споду. Праведники войдут сюда."




Внутри синагоги.




Смотреть дальше...Collapse )


Что-то щелкнуло в небесах святой земли, и работник чистоты муниципалитета, в салатном операционном комбинезоне, до того тихо и аккуратно прометавший шваброй вдоль бордюра (поребрика) проезжей части, вдруг внятно воспел:

"просто я работаю, просто я работаю,
просто я работаю волшебником!..."


Иногда на день свадьбы у нас приходятся гигантские флуктуации мировой вероятности, и мы неожиданно находим себя в местах совсем иных - не тех, где собирались находиться. Собственно, и сам тот день оригинального бракосочетания негаданно завершился вылазкой на полуподпольный концерт Виктора Луферова, куда отправилась вся верхушка свадьбы - включая брачующихся, свидетелей, фотографа и некоторых гостей. Кстати, по позднему возвращению к пиршественному столу было обнаружено зияющее отсутствие и гостей и еды - они отправились допраздновать в другое место, чтобы не мешать. Оставалось только вымыть много посуды.

В году же 1995-ом, того же 27-ого декабря, мы - снова нежданно - обнаружили себя в Иерусалиме, в маленьком зале, на вечере нежно любимого нами поэта Юрия Левитанского, впервые посетившего нашу новую древнюю землю. Эта его поездка оказалась и последней - он умер вскоре после возвращения в Россию, меньше, чем через месяц, в январе 1996-ого года.

А с нами осталось несколько фотографий. Ну и стихи, конечно.



Юрий Левитанский

Из книги "День такой-то", 1976


Были смерти, рожденья, разлады, разрывы -
                                      разрывы сердец и распады семей -
                                                       возвращенья, уходы.
Было все, как бывало вчера, и сегодня,
                                    и в давние годы.
Все, как было когда-то, в минувшем столетье,
                                      в старинном романе,
                                                   в Коране и в Ветхом завете.
Отчего ж это чувство такое, что все по-другому,
                                    что все изменилось на свете?
дальше...Collapse )


За какой сюжет ни возмись, само собой получается, что забираешься в незапамятные времена, когда Земля была еще тепленькой.
Но о нынешней войне все-таки не буду, а расскажу-ка я о городе мастеров - Мустьере, все в том же Провансе. Тем более, что kruzzik намекал.

Попадаешь в этот городок, проехав по северному краю Теснины Вердон на запад, полюбовавшись по дороге на мост через Вердон при его впадении в озеро Св. Креста. любоваться мостом и озером...Collapse )

Дальше - свернуть к северу, к горам и, задержавшись у полей торжествующего полевого мака, въехать наконец в городок. любоваться маками...Collapse )

А вот мы уже в самом городке. Снимок через реку, стекающую с гор.



Кстати, вдоль улицы, ведущей в центр стоят огромные шелковицы. Как раз плодоносят. Было тайком отпробованно. Слаще, чем в детстве - тогда тутовник не успевал даже поспевать до поедания.

Взглянем еще раз на городок с места повыше - и углубимся в прошлое. любоваться Мустьером...Collapse )

Километрах в восьмидесяти к юго-востоку от Мустьера, в море, недалеко от известных Канн, есть Леринские острова. Один из них - остров Св. Гонората. Сей галл Гонорат в 368-ом году, 18-ти лет отроду, с братом Венантом отправился паломником в святые края (где мы ныне и процветаем). Но брат умер в Метоне (Ахайя), и Гонорат вернулся в Галлию через Рим и проследовал на этот самый дикий остров вести святую жизнь. Скоро вокруг него собралась община отшельников. Так появился монастырь Лерин, процветавший в V и VI веках и давший ряд знаменитых епископов и христианских писателей. Гонорат затем стал влиятельным епископом Арля, боролся с арианской и манихейской ересями (между прочим, позднейшая катарско-альбигойская ересь тоже из тех краев). Между прочим, скончался он на руках ученика - Св. Илария, на следы которого в Лангедоке мы уже набредали в прошлогоднем путешествии.

Но пришел век VII - а с ним и новая пассионарная восточная религия.

(продолжение следует)


Фабрицио Де Андре

Алые Губки (1967)

Имя ей было "Алые Губки",
Славное дело, сладкое дело:
Имя ей было "Алые Губки",
Ради любви – ничего не жалела.

Что в Сан-Иларио было ей надо?..
Только ступила на плиты перрона –
Стало понятно с первого взгляда:
Прибыл не пастырь – и не матрона.

Можно со скуки играть любовью,
Можно найти ее в списке профессий,
Алым же Губкам важно другое:
Главная прелесть - в самом процессе.

Страсти нет дела до прецедента -
Ей утоление жажды угодно,
Без выяснений: у конфидента
Занято сердце – или свободно?..

Вскоре явились тревожные знаки:
Алые Губки наддали злости
В каждом хозяйстве каждой собаке,
Словно у каждой отняли по кости.

Но деревенские наши мегеры
Не конкурентны и наполовину –
Только и могут принять контрмеры,
Мрачную брань посылая ей в спину.

Рать доброхотов целого света,
Словно Иисус, проповедуя Слово,
Не пожалеет благого совета -
Дать не умея примера дурного.

Старая дева, пойди роди ты,
Просто предайся известной забаве... -
Надо ж – впрягается, чтоб с аппетитом
Распространяться о попранном праве,

И, адресуясь к овечкам рогатым,
Жжет их глаголом – как по тетрадке:
«Кража любви достойна расплаты –
В определенном законом порядке!»

Вот комиссару, без сантиментов,
Гневная выставлена инвектива:
«Ходит к гадюке больше клиентов,
Чем у потребкооператива».

И появились четыре жандарма
В пышных султанах, пышных султанах,
И появились четыре жандарма
В славе и блеске жандармского шарма.

Нет полицейским особенной веры –
Но безупречны, когда они в форме, -
И повели ее карабинеры
К первому поезду, к той же платформе...

Доброе сердце – не табельный пояс,
Чтоб выдаваться служивым поротно, -
Но в этот раз на назначенный поезд
Препровождали ее неохотно.

От комиссара до служки из церкви -
Кто только мог, собрались на вокзале:
Сдернуты шляпы, лица померкли,
С красными от расставанья глазами.

Так провожают ту, что на время -
Без рассужденья, без предисловья, -
Так провожают ту, что на время
Их городок оделила любовью.

И на картоне желтом –
Черные буквы – строем
Провозглашают: «Алые Губки,
Вместе с тобой – мы расстались с весною!»

Вести горячей, трепетно-влажной
Нужен ли способ газетно-бумажный,
Чтобы порхнуть из уха да в ухо,
Из уст в уста, со скоростью слуха.

Следующей станции близится зданье...
Встреча - пышнее, чем расставанье,
Здесь поцелуи, букеты, визитка,
И на два тридцать – свиданья попытка.

Сам приходской, не манкируя званьем,
Между причастием и отпеваньем
Ценит красоты высокого рода –
Ждет для начала церковного хода.

Спереди - Девы статуя древняя,
Гостья - чуть сзади, взглядом лаская...
Шагом торжественным по деревне
Святая любовь - и любовь мирская.

(c) raf_sh, перевод
30.04.2006




Песня в исполнении автора, оригинальный текст, acknowledgements...Collapse )


13-01_popepauliv

Итак, новый Папа Римский, Павел IV, не любил людей. Он и сам говаривал: "Никогда я не удостаивал своей благосклонности ни одной живой души". В течение всей своей деятельности Джованни Караффа был грозой для неверующих, неправильно-верующих, и не-так-верующих. Он и Папой стал из-за неверного тактического хода Карла V, представитель которого в Риме заявил, что император не желает видеть Караффу на Святом Престоле.

В конце своего понтификата Павел IV дожил до того, что возмущенная толпа свергла и осквернила статую, которой он удостоился в его начале. Он сделал кардиналом своего никчемного и безграмотного в богословии племянника, а других родственников одарил должностями и землями, отнятыми у сторонников Испании. Елизавету I он не признал королевой Англии, чем нанес непоправимый ущерб отношениям Рима с Лондоном.

читать дальше историю Грации Наси...Collapse )


Но приходит время – и отправляться на Константинополь становится неизбежной необходимостью, даже из Феррары. Пока устраиваются финансовые дела, давление инквизиции на анклавы религиозной терпимости усиливается – и в 1553-ем семья отбывает в Рагузу (ныне Дубровник), что на восточном, Балканском побережье Адриатики. Племянница Грации, Грация Младшая, с мужем Самуэлем (брат Иосифа Наси), остаются в Ферраре.

(Похоже, сестры Грация и Брианда назвали когда-то своих дочерей Брианда и Грация...)

Портреты некоторых игроков того времени:


Сулейман Великолепный
(1494-1566)
Султан Оттоманской Империи (1520-1566)



Карл V (1500-1558)
Император Священной Римской Империи, король Испании
(Лукас Кранах ст., 1533)



Елизавета I
(1533-1603)
Королева Англии
(1558-1603)
(Уильям Скротс /?/,
1546)



Джованни Пьетро Караффа (1476-1559)
Римский Папа Павел IV
(1555-1559)


12-01_suleyma 12-02_charles_v_1533_lucas_cranach 12-03_elizabeth 12-04_pauliv


читать дальше о Грации Мендес...Collapse )


В 1536 году муж донны Беатрисы-Грации, Франсишку, ушел в мир иной. Беатриса остается с маленькой дочерью Рейной (в свете – Бриандой), и от имени малолетней наследницы становится одним из управителей той части семейного бизнеса, которая принадлежала ее мужу. Второй управитель, понятно, ее деверь – Диогу.

23 мая инквизиция официально добралась до Португалии. Булла Павла III повелевает действовать на испанский манер. Не совсем лояльным католицизму Новым Христианам это грозит серьезными неприятностями. Тем, кто неискренен в своем обращении к вере Христовой и остался в душе евреем, надо снова покидать родные дома. Но эмигрировать в нехристианский мир не так просто, остается только Северная Европа.

читать дальше о великой женщине XVI-ого века...Collapse )


Фирма братьев Мендес не только торговала бриллиантами и пряностями, но и тайно помогала выводить капиталы жестоко обложенных налогами марранов – Новых Христиан – через Антверпен в Италию. (Вообще, частная война этой компании за право европейских евреев иметь права заслуживает интереса в каждом своем эпизоде.)

В 1531-ом году деверя Беатрисы, Диогу Мендеса, арестовывает португальская инквизиция – он обвинен в побуждении крещеных евреев к возврату в иудаизм. В тот же день его освобождают по предъявлении охранной грамоты, жалованной никем иным, как Императором Священной Римской Империи Карлом V (он же король Испанский Карл I). Видимо, у Его Святейшего Величества уже тогда были свои планы на бизнес-развитие фирмы Мендесов, и португальским инквизиторам он ее уступать не хотел.

читать дальше о великой женщине XVI-ого века...Collapse )


Среди испанских, 1492-ого года, изгнанников в Португалии – и семья Бенвенисте. В семье два малолетних брата – Семах и Меир (Радость и Свет).

Но в 1497-ом рука воинствующего католицизма достигает и Португалии. Многим евреям деваться уже некуда, нет сил и возможностей к сопротивлению – и они все-таки крестятся. Крещеным испанским и португальским евреям дано тогда прозвание "марраны".

Христианские имена новообращенных братьев Бенвенисте – Франсишку и Диогу Мендес.

читать дальше о великой женщине XVI-ого века...Collapse )


(Кстати, для тех, кто сгружает из сети через e-Mule, по этой ссылке можно найти фильм «Тайный ход»:
http://www.sharereactor.ru/cgi-bin/mzinfo.cgi?id=2990
Напоминаю, что 1) фильм крепкий историческо-костюмный и не совсем шедевр; 2) он лишь мотивами напоминает излагаемую историю.)

В 1147 году Андалусию занимают горные берберы Альмохады из Марокко. Они невежественны, нетерпимы и навязывают магометанство силой. Евреи, не согласившиеся принять ислам, бегут из Андалусии в более толерантные (на тот момент) Кастилию, Арагон, Лангедок, Прованс. Те же, что принимают ислам под страхом смерти, отныне называются "изнасилованными".

читать дальше – к рассказу о великой женщине XVI-ого века...Collapse )


Перетряся архивов, раскопал давний очень вольный перевод знаменитой "Баллады повешенных", Франсуа нашего Вийона.


Баллада повешенных (из Франсуа Вийона)


Вам, братья, после нас существовать.
Своей души не иссушайте злом:
Тому, кто не отучен сострадать,
Воздаст Господь в пришествии втором.
А мы уже отбыли впятером,
И эта плоть, вводившая в расход,
Теперь уже задешево гниет
И на потеху пляшет без прикрас…
Но вы хулой не оскверняйте рот,
А помолитесь Господу за нас.

На брата – грех насмешки изливать,
Хоть он не зря приговорен судом:
Кто б мог из вас наверное сказать,
Что путь его окончится добром?
И вот теперь мы просим об одном
Сочувствии – ведь Сын Марии ждет.
Пускай туда, где адский пламень жжет,
Где Иисус свой возвышает глас,
Людское милосердие войдет…
Так помолитесь Господу за нас!

Нас будет солнце зноем поливать
Наперебой со снегом и дождем,
И жирный ворон – яблоки клевать,
А волосами утеплять свой дом.
До тверди мы уже не достаем –
В последний раз пролился липкий пот…
Пять маятников продолжают счет,
Но понапрасну: прежний пыл угас.
Такая участь вас да обойдет –
Но помолитесь Господу за нас.

О, Иисусе! Ты – любви оплот!
Ужели от мучений не спасет
Твоя десница в новый судный час?!..
Так трепещите, кто над нами ржет, –
И помолитесь Господу за нас!


(c) raf_sh, translation
06.03.1985



МНЕ СТАЛО ИЗВЕСТНО

Мне стало известно, что я никогда не умру.
О нет, не в стихах - понимать меня нужно буквально.
Был вечер. Темнело. И дуб на холодном ветру
Угрюмые ветви качал тяжело и печально.

От всех навсегда отделен я незримой стеной.
Вы все - не на век, а мои бесконечны ступени.
Останутся тени от тех, кто сегодня со мной,
А время пройдет - постепенно исчезнут и тени.

И ты, дорогая, ты тоже покинешь меня.
И, все испытав и уж сердца ничем не согрея,
Пойду по земле - никому на земле не родня,
Ни к чему не стремясь, никого не любя, не старея.

Мне как-то приснилось, что я никогда не умру,
И помнится мне, я во сне проклинал эту милость.
Как бедная птица, что плачет в осеннем бору,
Сознаньем бессмертья душа моя тяжко томилась.


ЭЛЕГИЯ

За годом год и день за днем,
Без бога в сердце или с богом,
Мы все безропотно идем
По предначертанным дорогам.

И тихо, исподволь, не вдруг -
За этим уследить не в силах -
Все уже делается круг
Единомышленников милых.

Одни, - числа им нынче нет,
Живут вполне благополучно,
Порывы юношеских лет
Давно расторговав поштучно.

Другие, потерпев урон
Из-за незнанья здешних правил,
Шагнули в лодку - и Харон
Их через реку переправил.

И невдали от той реки
Я тоже начал понемногу
Жечь письма, рвать черновики,
Сбираться в дальнюю дорогу.


(c) В. Лифшиц

Tags:

Бенедиктинское аббатство Святого Илария


Департаменит Од, Лангедок-Руссильон, южная Франция
19 июня 2005


2005_Pyrenees_0197

  Viewing 30 - 55 Forward