Госпожа Грация - 5
В 1536 году муж донны Беатрисы-Грации, Франсишку, ушел в мир иной. Беатриса остается с маленькой дочерью Рейной (в свете – Бриандой), и от имени малолетней наследницы становится одним из управителей той части семейного бизнеса, которая принадлежала ее мужу. Второй управитель, понятно, ее деверь – Диогу.
23 мая инквизиция официально добралась до Португалии. Булла Павла III повелевает действовать на испанский манер. Не совсем лояльным католицизму Новым Христианам это грозит серьезными неприятностями. Тем, кто неискренен в своем обращении к вере Христовой и остался в душе евреем, надо снова покидать родные дома. Но эмигрировать в нехристианский мир не так просто, остается только Северная Европа.
26-летняя вдова поднимает домочадцев, берет свою дочь Брианду, незамужнюю сестру – также Брианду, уже известного нам 24-летнего племянника Хуана Мигуеса (он же Жан Мик, он же Иосиф Наси, и о нем мы еще услышим не раз), с его младшим братом – и отправляется на север. Они останавливаются на некоторое время в Англии, а затем следуют в Антверпен, что находится во Фландрии, хотя и управляемой Испанией, но живущей совсем по-другому. (Легенду о Тиле Уленшпигеле здесь вспоминать не будем.) Когда они прибывают в Антверпен, сестра Грации, Брианда, выходит замуж за деверя Диогу.
В 1537-ом году Антверпен жалует Новым Христианам возможность селиться в городе, имея все права и иммунитет от преследования за подлежащие ведению инквизиции «преступления», где бы таковые до этого не совершались. Чувствуется дыхание надвигающейся Реформации? «Рассудок» и своя выгода против «фанатизма» и чужой выгоды?...
1539-й, и инквизиция разворачивается в Лиссабоне в полную силу. Новые Христиане бегут из Португалии уже массово – в основном, в Антверпен и управляемую Испанией часть Италии (Милан, например), в надежде уйти в Турцию. Следы дома Мендесов в финансировании эмиграции проявляются, когда в 1540-ом многие из беглецов арестованы на пути из Анконы в Салоники. (Анкона – итальянский порт на Адриатическом побережье, некогда даже соперник Венеции. Салоники – греческий город под властью Турции, в котором всегда была большая еврейская община – почти все евреи Греции. Через 400 лет, в 1943-1944 году, вся община – около 60000 тысяч греческих евреев – была уничтожены нацистами.)
Соответствующие лица подозревают, что средства на попытку к бегству поступили от Диогу Мендеса. В это время собрание новохристианских купцов Антверпена выделяет 2000 дукатов, чтобы поддержать анконских беглецов, заключенных в Милане, и подкупить прокуроров инквизиции. Один из клерков фирмы Мендесов, затем арестованный в Италии при исполнении этого решения, открывает следователям тайну антверпенского собрания. В результате те из участников, кто был в Англии, попадают под арест. Потом их, правда, освобождают.
Тут Грация, которой достало опасностей и дамоклового меча инквизиции, уговаривает Диогу покинуть Фландрию в течение года.
(to be continued…)
(c) raf_sh