?

Log in

No account? Create an account
raf_sh
raf_sh
.... ........ ................

Links

December 2020
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

raf_sh [userpic]
Майя Кудашева в маргиналиях Н.М.


К рецензии «Жан-Ришар Блох»

с. 86
О.Э.Мандельштам: "Вывод следующий: книга Блоха при всей своей внешней левизне глубоко реакционна. Она огромный шаг назад от настроений Ромен-Роллана." *)



*) Н.М.: "Ромен-Роллана никогда не читал. Но Майя Кудашева, очаровательная женщина — его жена и О. М. верил, что она зря замуж бы не вышла. (В Крыму была влюблена в Эренбурга и даже, одетая, лезла в море — топиться)."


Philologica №4 1997
«ЛЮБИЛ, НО ИЗРЕДКА ЧУТЬ-ЧУТЬ ИЗМЕНЯЛ»
Заметки Н. Я. Мандельштам на полях американского «Собрания сочинений» Мандельштама
Подготовка текста, публикация и вступительная заметка Т. М. Левиной
Примечания Т. М. Левиной и А. Т. Никитаева

ЛЮБИЛ, НО ИЗРЕДКА ЧУТЬ-ЧУТЬ ИЗМЕНЯЛ



Майя Кювилье (Кювилье Мария Павловна (1895—1985, в 1-м браке — Кудашева, затем — жена Ромена Роллана — поэтесса, переводчица)

http://www.rarebook.ru/u005.htm

БАЛЬМОНТ К. АВТОГРАФ: “Майя - светлый Майский сон, / Да продлится он. / Майя - нежный зыбкий свет, / Ей забвенья нет. / К. Бальмонт. 1913. Октябрь. Москва.” Инскрипт выполнен коричневыми орешковыми чернилами на первом чистом листе книги: Бальмонт К. Звенья. Избранные стихи 1890 - 1912. М. Книгоиздательство “Скорпион”. 1913. - [12], 279, [1] + [20] с. - “Каталоги книгоиздательств “Скорпион”, “Мусагет” и “Альциона””. - 19, 5 х 12, 1. Необрезанный экземпляр в обложке, передняя облодка и корешок утрачены. Средняя сохранность. Адресат автографа - поэтесса Майя Кудашева. В тексте имеется карандашная правка её рукой.
150 - 200

13 БАЛЬМОНТ К. АВТОГРАФ: “Красивой Майе, сестре желанной, / Привет горячий и необманный. / Тебя хочу я увидеть снова, / Для сна живого и золотого. / К. Бальмонт. 1914. II. 5. Париж.” Инскрипт выполнен коричневыми орешковыми чернилами на титульном листе книги: Бальмонт К. Край Озириса. Египетские очерки. М. <Типо-литография т-ва И. Н. Кушнерев и Ко>. 1914. - [2], 323, [1] с., с иллюстрациями. - 19, 7 х 12, 8. В издательской печатной обложке. Корешок обтрепан. Блок отличной сохранности, обложка средней. Необрезанный экземпляр. Адресат автографа - поэтесса Майя Кудашева. В тексте имеется карандашная правка её рукой. На вложенной обертке от книги - её владельческая запись-автограф.
150 - 200

http://magazines.russ.ru/zvezda/2001/4/nosik.html
Борис Носик "Кто ты? — Майя"

Стивен Кох в своей интереснейшей книге "Конец невинности. Интеллектуалы Запада и искушение сталинизма. 30 лет тайной войны":
"Мария Павловна Кудашева была агентом, находившимся в непосредственном подчинении советских секретных служб. <...> Кудашева отправилась в Швейцарию, чтобы занять то место, которое и стало главным в ее жизни, проникать во все уголки существования Роллана, чтобы руководить им в интересах органов. Задача эта была ею выполнена великолепно. Центральный партийный архив в Москве располагает бесчисленными досье, описывающими эпизоды, в которых и известность Роллана, и его принципы были использованы органами в то время, как он изображал "вальс невинности".

Добавка:

нашел очень интересный очерк В.Надеина о Харджиеве, ЛГ 2000, 39, 40.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg392000/Literature/art12.htm
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg402000/Literature/art11.htm

но резкости Надеина по отношению к НЯМ тоже подозрительны. он сам же и описывает такой момент:

"Харджиев мастерски подлизывался к тем, у кого обнаруживалось нечто, мало-мальски существенное для истории русского авангарда. “Ну, зачем это вам? – дружески укорял он обладателя. – Вы ведь все равно потеряете. Лучше дайте мне, а я верну вам по первому знаку”. Если уговоры действовали, Харджиев оставался мил и любезен – но только до той секунды, пока владелец не просил своего имущества обратно. Тут уж Харджиев давал волю своему нраву: ссорился страшно, бил наотмашь, разыгрывал какие угодно сцены – но одолженного предмета не возвращал.

Одной лишь Надежде Мандельштам удалось вернуть рукописи мужа, которые она передала Харджиеву для подготовки сборника. Для этого потребовался год унизительной переписки и мобилизация трех мускулистых молодцов, которые пообещали Харджиеву разнести всю его берлогу и сломать шею. Харджиев ужасно испугался, вынес все немедленно, в охапках и папках – но и при этом умудрился не вернуть примерно треть самых ценных рукописей. "

Comments

ужас какой... Будем разбираться... БНосика я выкинула за "Анну и Амадео" - что-то запредельное по пошлости.

да и эта статья гадкая. я ее пока записал сюда для прочтения, но тон его мерзок до невыносимости.

мне просто мотив ОМ для суждения понравился... :)

а я себе скопировала пометки НМ - к Истории одного посвящения (МЦ)
- в личное))
***
Откуда вообще слухи о том, что Майя - стукачка?((

пока не разбирался. похоже, не стукачка, а агент активного влияния.
но к С.Эфрону вопросы уж совсем жесткие.

это все у Носика? - я его не стала смотреть)) Да, комменты по-прежнему не идут - какие-то суточной давности капнули...

нет, Носик тут не причем, я о его существовании только вчера узнал.
а вот об участии С.Э. в программе убийств неугодных Сталину эмигрантов и беглецов из России - чтобы въехать потом на родину на белом коне - не вчера, и даже не позавчера.

о СЭ известно, да. Хотя Кудрова что-то там оспаривала...

понятное дело.

Тьфу, надо "Носик тут ни при чём."

Спасибо, было очень интересно. Хоть и знаешь, чего ожидать, а все же не перестаешь поражаться всему этому ужасу.

этого Носика еще проверить надо anyway... :)