увидеть Вермеера – и умереть
February 21, 2016. Amsterdam, Rijksmuseum.
Амстердам, Государственный музей.
Ян Вермеер Дельфтский, Jan (Johannes) Vermeer van Delft, 1632-1675.
"Любовное письмо" ("The love letter", c. 1669-1670)
"Служанка, разливающая молоко" ("The milkmaid", c. 1660)
"Женщина, читающая письмо" ("Woman reading a letter", c. 1663)
Марсель Пруст, "Пленница" (Marcel Proust "La Prisonnière"):
"Скончался же он при следующих обстоятельствах. Довольно легкий приступ уремии послужил причиной того, что ему предписали покой. Но кто-то из критиков написал, что в «Виде Дельфта» Вермеера (предоставленном гаагским музеем голландской выставке), в картине, которую Бергот обожал и, как ему казалось, отлично знал, небольшая часть желтой стены (которую он не помнил) так хорошо написана, что если смотреть только на нее одну, как на драгоценное произведение китайского искусства, то другой красоты уже не захочешь, и Бергот, поев картошки, вышел из дома и отправился на выставку. На первых же ступенях лестницы, по которой ему надо было подняться, у него началось головокружение. Он прошел мимо нескольких картин, и у него создалось впечатление скудости и ненужности такого надуманного искусства, не стоящего сквозняка и солнечного света в каком-нибудь венецианском палаццо или самого простого домика на берегу моря. Наконец он подошел к Вермееру; он помнил его более ярким, не похожим на все, что он знал, но сейчас, благодаря критической статье, он впервые заметил человечков в голубом, розовый песок и, наконец, чудесную фактуру всей небольшой части желтой стены. Головокружение у Бергота усилилось; он впился взглядом, как ребенок в желтую бабочку, которую ему хочется поймать, в чудесную стенку. «Вот как мне надо было писать, – сказал он. – Мои последние книги слишком сухи, на них нужно наложить несколько слоев краски, как на этой желтой стенке». Однако он понял всю серьезность головокружений. На одной чаше небесных весов ему представилась его жизнь, а на другой – стенка, очаровательно написанная желтой краской. Он понял, что безрассудно променял первую на вторую."
А для меня этот зал в Рейхсмузее Амстердама – ещё и возврат лет на тридцать назад: http://raf-sh.livejournal.com/1113318.html. Увидеть Вермеера и... Но хотелось бы ещё, конечно, помучиться.
Direct link to the album, 36 images (PRESS THE PICTURE):
This entry was originally posted at https://raf-sh.dreamwidth.org/1261266.html.